среда, 26 августа 2009 г.

Триумф "Зенита"

Так получилось, что с сезона 02-03 по сезон 07-08 включительно Кубок УЕФА выигрывали либо испанцы, либо наши. У клубов с Пиренейского полуострова наметилось минимальное преимущество (3-2), зато именно наша команда закрыла эту внушительную серию. В 2008 году второй по значимости еврокубок отправился в Санкт-Петербург.

Итак, от «Зенита» в силу нескольких причин, на которых остановимся подробнее, ждали этой победы. Во-первых, дорожка к выигрышу Кубка УЕФА была уже протоптана московскими армейцами два года назад. То, что российская команда может взять европейский трофей, было доказано экспериментально. Во-вторых и в-главных, была положена серьезная для больших достижений финансовая основа. Игроки перед началом сезона тоже пришли соответствующие – уже первое пополнение «Зенита» в лице Погребняка, Домингеса, Зыранова и Тимощука оказалось впечатляющим. А полгода спустя переехал в Санкт-Петербург и Николас Ломбертс. Наконец, в-третьих, серьезные победные традиции появились уже у самого питерского клуба после выигрыша Чемпионата России 2007. Решающую победу в заключительном матче домашнего сезона против «Сатурна» «Зенит» добыл примерно за месяц до того, как вышел в евровесну.
Петербуржцы начали свой поход за Кубком УЕФА со второго квалификационного раунда, но до группового этапа фактически не имели особой нужды беспокоиться, ибо словацкий «Злате Моравце» а затем и бельгийский «Стандард» как изначально не считались, так в итоге и не оказались серьезными оппонентами. Неприятные минуты пришлось болельщикам «Зенита» переживать лишь в ходе ответного поединка в Бельгии, в ходе которого хозяева вначале открыли счет, а затем в горячке «сломали» Тимощука – это Оньеву, вконец озверев, СОЗНАТЕЛЬНО наступил бутсой на колено лежащего украинца, за что и был удален. Кстати, позже этот игрок за большие деньги уедет в Англию, где местные фанаты будут нахваливать его за «цепкость» и «неуступчивость».

Жеребьевка не представляла для питерцев особой угрозы: голландский АЗ (к тому моменту обитатель низов турнирной таблицы своего первенства), немецкий «Нюрнберг» (тоже не тот соперник, которого стоило опасаться), греческая «Ларисса» и на закуску единственный серьезный оппонент - ливерпульский «Эвертон». Стоит добавить, что из группы выходило три клуба из пяти, то есть нужно было очень серьезно постараться, чтобы поставить под сомнение собственный выход в плей-офф. И «Зенит» действительно постарался.

Главные очки, несомненно, были потеряны в домашних матча против АЗ (1:1) и «Нюрнберга» (2:2). В обеих играх «Зенит» пропускал первым, причем относительно быстрые голы (до тридцатой минуты), и оба же раза имел возможность выиграть, а против немцев даже насколько минут полидировал. В сухом остатке же пришлось ждать последнего тура, в матчах которого АЗ принимал «Эвертон», а «Ларисса» играла дома с «Нюрнбергом». Любые результаты, кроме синхронных побед голландцев и немцев, выводили питерцев в весеннюю стадию турнира. В итоге «Зениту» помог «Эвертон», драматично выигравший в Алмааре. Самый успешный для питерского клуба сезон продолжился.

Интересные события начали происходить в «Зените» уже по ходу очередного межсезонья. Руководство, похоже, уже не было готово тратить столь же серьезные, как прошлой зимой, средства на селекцию, удовлетворившись Романом Широковым, перешедшим из «Химок» и Виктором Файзуллиным из нальчикского «Спартака». Но беда пришла с той стороны, откуда ее совсем не ждали. Оказывается, «Ливерпуль» вот уже полтора года как пристально следит за действиями центрального защитника сборной Словакии и по совместительству «Зенита» Мартина Шкртела. Естественно, приглашение из такого клуба не могло быть отвергнуто: сделку обстряпали меньше чем за неделю! Для сине-бело-голубых это обернулось переводом только что купленного Широкова в центр защиты, где он и провел практически половину следующего сезона.

«Вильярреал», который достался «Зениту» на стадии 1/16 и считался фаворитом, был повержен в Петербурге, но дома сумел попить кровь российскому коллективу. Началось все с травмы Ломбертса (еще, еще одного центрального защитника), а завершилось двумя удалениями и тяжелейшей концовкой после второго гола Даль Томассона. На этом фоне обилие желтых карточек, подогнавших под дисквалификации еще нескольких игроков «Зенита», уже казались сущей мелочью. Однако в первом матче против «Марселя» в гостях уже на стадии 1/8 все кадровые потури питерцев вылились в неприятное поражение 1:3, отыграть которое на Петровском представлялось задачей сверхсложной. Если бы не гол Андрея Аршавина за восемь минут до конца основного времени, картина получилась бы совсем грустной: игровое превосходство французов, забивших три мяча к 55-й минуте и не реализовавших еще несколько стопроцентных шансов, было пугающим.Переполненный стадион погнал «Зенит» вперед с самого начала встречи. Ситуация для питерцев осложнялась не только перманентными уже проблемами в составе, но и железной необходимостью сыграть «на ноль», забив при этом минимум дважды. В первом тайме помимо гола Погребняка (кстати, если бы до перерыва отличиться россиянам не удалось, шансы на выход в четвертьфинал можно было бы спокойно делить надвое) запомнился даже не промах Зырянова по пустым воротам, а валидольный момент у ворот Малафеева, один на один с которым вырывался Вальбуэна. Тогда Вячеслав не дрогнул…Нервная игра во втором тайме, при минимуме ударов в створ и опасных моментов задала нашему тренерскому штабу задачу не из легких, но ответ на нее был, и Дик Адвокат его нашел, выпустив за 15 минут до конца Текке вместо Файзуллина. Уже через три минуты турок разродился голевой передачей (пяткой!) на Погребняка – и весь Петербург праздновал выход в следующую стадию.

Двухраундовый поединок против «Байера» из Леверкузена, по сути, завершился в первой его части – в этом заключалось отличие от игр предыдущих кругов, когда решающее преимущество «Зениту» приносили родные стены. Игра в Германии получилось образцовой, во всяком случае, в той ее части, где питерцы контратаковали. Во втором тайме «медведи» окончательно рассыпались, пропуская стилетные выпады российского клуба с интервалом в несколько минут. Убийственный для одного из лидеров немецкого футбола счет 1:4, как ни удивительно, мог быть и крупнее. Параллельно со своим клубом двигался вверх по лестнице бомбардиров и Павел Погребняк – мяч в Леверкузене позволил ему еще на шаг приблизиться к титулу лучшего бомбардира Кубка УЕФА, которое он в итоге поделит с баварским итальянцем Лукой Тони (а если считать мячи, забитые в квалификации, то и превзойдет).Когда-то Адвокат на вопрос о шансах «Зенита» на победу в турнире сказал, что главным фаворитом текущего розыгрыша является «Бавария», а, значит, чтобы его команда могла всерьез рассчитывать на евротрофей, необходимо обыгрывать мюнхенцев в очной встрече. Все просто.

Полуфинал Кубка УЕФА, и соперник российской команды – «Бавария». Первый матч в гостях, а у «Зенита» опять некомплект – приходится выпускать на место правого защитника голландца Риксена, который уже, похоже, забыл, когда он выходил на поле с первых минут. Поставим вопрос иначе – когда он вообще выходил на поле?Именно Риксен на 18-й минуте привез в ворота питерцев пенальти (страшнее выглядело то, что он получил желтую карточку, лишившись таким образом возможности принять участие в ответном матче). «Зенит» в первом тайме больше терпел, чем играл, а после перерыва именно за терпение был вознагражден, когда достаточно банальный навес Ширла замечательно переправил в свои ворота Лусио.

Ответная игра на Петровском должна была стать настоящей головной болью для тренерского штаба питерцев. С одной стороны, есть счет, оставляющий, мягко говоря, неплохие шансы на успех. С другой стороны, настоящей дырой видится правый фланг, на который ставить – вот он, апофеоз! – просто некого. В итоге закрывать позицию доверили Александру Горшкову, меньшей из проблем которого был не слишком большой опыт игры на месте правого защитника. То, что на момент матча украинцу уже исполнилось 37 лет, пугало как-то больше. Еще одной неприятностью было отсутствие Аршавина (хотя его было кем заменить – недаром же покупали Домингеса).
Баварцы не обрушились на ворота «Зенита» с первых минут, хотя был момент с участием Тони и Клозе (как бы все повернулось, забей немец из убойной позиции), а затем нежданно со штрафного случился гол Погребняка. Собственно, с этого и начались похороны «Баварии». Зырянов (после того, как гениально обманул защитника), Файзуллин и все тот же Погребняк проложили и заасфальтировали питерцам дорогу в финал.
Задачу выигрыша у «Глазго Рэйнджерс», соперника «Зенита» по решающему матчу, пришлось решать со вновь возникшими спонтанно, словно подростковые угри, проблемами в составе. На этот раз приходилось рассчитывать только на моральную поддержку лучшего бомбардира Павла Погребняка, которого угораздило получить желтую в домашнем матче против «Баварии».

Противники из Шотландии, привезшие на финальную игру в Манчестер сверхвнушительную (более 50 тысяч!) армию своих болельщиков, на предварительных стадиях отметились надежной игрой сзади, но несколько беззубой впереди (так, в полуфинале против «Фиорентины» гордые горцы большую часть ответного матча провели на своей половине поля, рассчитывая дожить до серии пенальти – и ведь дожили же). Если не брать во внимание эпохальность события, матч-то на самом деле получился скучным. «Рэйнджерс», как водится, оборонялся, а «Зенит» слишком боялся рискнуть и пойти в атаку по-настоящему масштабными силами. Два неназначенных пенальти – по одному в каждые ворота – и шикарный пас Аршавина на Денисова в эпизоде перед первым голом – по сути все, что заслуживает какого-то упоминания. Да, была еще паника на скамейке шотландцев сразу после пропущенного гола, какие-то судорожные замены и гол под занавес ворота несчастного Александера. Ну, а сильнейшее впечатление – это, конечно, гимн «Зенита» на манчестерской земле и неподдельное счастье нескольких тысяч соотечественников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий