«Отцом» «тотального футбола» почти все без исключения считают великого голландца Ринуса Михелса, хотя на самом деле изобрел его другой человек – англичанин Джек Рейнольдс. Именно он трижды садился в кресло главного тренера амстердамского «Аякса» - команды, ставшей колыбелью, или, если угодно, полигоном футбола нового времени. Михелс же довел до совершенства такие казалось бы простые сегодня явления, как прессинг по всему полю или оборона посредством контроля мяча, вся соль которого – в постоянной смене мест атакующими игроками, перемещения, способные запутать и растерзать оборону любого соперника, подобно кошке, которая ходит вокруг змеи, пока не закружит ей голову.
Именно 1974 год считают годом, когда «тотальный футбол» явился миру во всем своем действенном великолепии, хотя и до того «Аякс» доказывал состоятельность новой модели игры, несколько лет подряд становясь лучшим клубом континента. Однако главную проверку на прочность футбол Михелса должен был пройти на Мундиале-74, где сборная Голландии, до того явно не хватавшая звезд с неба, вдруг показала невиданный результат, уверенно и легко дойдя до финала. Единственный соперник, с которым «оранжевые» на турнире не справились, стала сборная Германии. Зато гол, что соорудили в ворота бразильцев Кройфф и Нескенс, стал на годы визитной карточкой того самого «тотального футбола».
Еще в 66-м казалось, что футболу в его нынешнем виде приходит конец. Кубки чемпионов брали команды, предпочитавшие ждать ошибок соперника и не видящие ничего зазорного в том, чтобы сидеть в обороне большую часть матча (наиболее яркий пример того времени - «Интер» с его «катеначчо»). Игроки атакующего плана, особенно звездные, больше думали как бы сохранить в целости свои мениски и коленные чашечки, ибо защитники, чувствуя свою первостепенную роль в том футболе, особо в выборе средств не церемонились. Победа на чемпионате мира 1966 года досталась сборной Англии, не имевшей сверх ярких звезд атаки, зато добротно укомплектованной хорошими игроками оборонительного плана. Даже бразильский триумф четыре года спустя оптимизма не добавил – ибо большинство сборных продолжали играть от обороны как от печки, впереди рассчитывая на редкие удачные действия своих нескладных звезд, которые далеко не всегда могли достойно противостоять превосходящим их числом и умением защитным силам оппонентов.
Расставим все точки над и – на Голландию перед началом чемпионата мира-74 смотрели со сдержанным оптимизмом – подавляющее большинство футболистов той сборной играли за «Аякс» и «Фейенорд», и многие из них уже вкусили, да не по одному разу, триумфы на континентальном клубном уровне. По ходу турнира «оранжевые» одержали ряд по-настоящему запоминающихся побед, среди которых успехи в играх с Уругваем (2:0) и Болгарией (4:1) на предварительном этапе, Аргентиной (4:0) и Бразилией (2:0) в полуфинальной группе. До финала голландцы лишь в одном поединке не смогли дожать соперника, но даже в большей степени, нежели результаты, поражала воображение их игра – она чем-то напоминала феноменальный футбол сборной Австрии начала 30-х, той самой «вундертим», что в свое время была абсолютно лучшей на планете. Правда, как и австрийцам, сборной Голландии не суждено было тогда стать чемпионами мира. В финале немцы не обратили ни малейшего внимания на пропущенный уже на первых минутах гол и еще до перерыва смогли перевернуть ход встречи (2:1).
Итак, голландцы по ходу всего турнира играли отлично от своих соперников, не делая акцент на сильную атаку или непроходимую оборону. Игроки команды Михелса атаковали и защищались практически всем составом, универсализация футболистов достигла максимума, угрозы можно было ожидать от любого. Именно на Мундиале-74 «оранжевые» впервые пробуют прессинг на чужой половине поля и тотальный контроль над мячом. До финала в шести матчах голландцы пропустили лишь однажды и совсем не из-за наличия монстров-защитников в тогдашнем понимании – а благодаря отлаженным общекомандным действиям, воплощения в жизнь постулата «пока мяч у нас, нам не забьют».
Отдельно нужно сказать о роли Йохана Кройффа в той сборной. Михелс говорил о том, что для тотального футбола ему необходим был тотальный игрок – такой, как Кройфф. Просто один из самых одаренных игроков того времени, Кройфф идеально вписывался именно в модель игры, которую исповедовал «Аякс» и сборная Голландии. Он едва ли не лучше всех был способен обороняться и атаковать, разгонять атаки и организовывать прессинг, как сразу после потери мяча, так и на своей половине поля. Фактически он читал игру как открытую книгу. Перечислять все командные и индивидуальные регалии, выигранные Кройффом в качестве игрока – занятие достаточно скучное. А то, что журналисты и специалисты говорили, будто для него главное в футболе – не ноги, а голова – подтвердилось сразу же, как Кройфф завершил карьеру игрока и занялся тренерской деятельностью.
среда, 7 октября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Про Ринуса никогда не слышал раньше, спасибо!
ОтветитьУдалитьА в букмекерах вы понимаете? Что думаете о бетсити? http://ratingbet.com/bookmaker/betcity-obzor-bukmekerskoy-kontory-betcity.html