четверг, 22 октября 2009 г.

ПОБЫВАТЬ НА НОУ КАМП – МЕЧТА ЛЮБОГО ФАНАТА

Ноу Камп – самый самый во многих отношениях стадион Европы. Он вмещает почти 100 тысяч человек – если точнее, 98 тысяч 772 зрителя – для Старого Света это рекорд. Ноу Камп выше всех прочих арен Европы, а потому телекамеры во время матчей легко размещаются чуть ли не на высоте птичьего полета. К тому же поле на стадионе просто огромно по площади: 105х68 метров, что ввергает буквально в панику всех соперников «Барсы» - ведь на такой широкой поляне сверхтехничные каталонцы способны «раскатать» любого соперника. Ноу Камп находится среди 29 стадионов, которым УЕФА присудил пятизвездочный статус: вместе с Уэмбли и Олд Траффордом, Сан-Сиро и Лужниками.

Теперешнюю арену «Барсы» начали строить в 1953 году – во многом руководство клуба сподвигло на это то, что у «злейших друзей» уже появился новый стадион «Чамартин» – сейчас все знают его как «Сантьяго Бернабеу». Изначальная смета составляла немногим более 60 миллионов песет, но размах сооружения требовал значительного увеличения как затрат, так и сроков постройки – в результате расходы составили уже порядка 290 миллионов песет, а в эксплуатацию стадион был сдан на несколько лет позже запланированного срока.

Уже 24 сентября 1957 года – к матчу открытия новой арены – около 90 тысяч болельщиков «Барселоны» могли воочию лицезреть игру любимой команды – на прежнем стадионе это было немыслимо! Под рев трибун хозяева легко взяли верх над польской «Легией» - 4:2, а первый в истории нового сооружения мяч забил каталонец Эулохио Мартинес.

Первоначально величественной постройке хотели дать имя основателя клуба Ганса Гампера, но затем согласились на более сдержанное Estadio del Club de Futbol Barcelona (Стадион ФК Барселона). Однако для болельщиков каталонцев этот самый Эстадио навсегда остался новым – именно потому прозвище Ноу Камп или Камп Ноу (Новый Стадион), которое стало официальным названием только в 2001 году – уже с момента основания получило широчайшее распространение как в фанатской среде, так и в журналистских кругах.

Спустя две недели после товарищеской игры с «Легией» Ноу Камп впервые принял официальный матч. Соперник – «Хаен» - был повержен еще убедительнее – 6:1, а неугомонный Эулохио Мартинес оформил хет-трик.

Переместимся на 24 года вперед – в 1981-й, когда Ноу Камп подвергся первой в своей истории реконструкции – в преддверье Чемпионата Мира-82, который удалось заполучить испанцам. Принимающей стороне необходимо было модернизировать большинство стадионов, на которых должны были пройти игры Мундиаля. Ноу Камп была отведена особая роль – именно на этой арене прошел матч открытия, когда аргентинцы сенсационно уступили сборной Бельгии, там игрались важнейшие поединки второго группового этапа (кстати, с участием сборной СССР), здесь также провели первый полуфинал между поляками и итальянцами. Тогда вместимость стадиона составляла невероятные 120 тысяч человек. Впрочем, почему невероятные? Ведь в то время еще не было директивы УЕФА о том, что все места должны в обязательном порядке содержать сидения.

Такое указание появилось в 1988 году. Европейская футбольная федерация из опасения за жизни и здоровье болельщиков наказала провести реконструкцию персонального болельщицкого места на аренах по всей Европе. Ноу Камп был модернизирован согласно новым правилам, что, естественно, уменьшило его вместимость. Чтобы свести потери количества зрительских мест к минимуму, было решено даже опустить уровень самого поля.

Современный Ноу Камп – целый мегаполис. Внутри него много административных и культурных центров. Здесь находится офис руководство «Барселоны» и центр персонала клуба. В стадионе располагается и самый популярный в Каталонии музей, принадлежащий сине-гранатовым. Рядом с ареной есть мини Ноу Камп – небольшой двадцатитысячник, где тренируются и играют ученики спортивной школы команды.
Осенью 2007 года в честь пятидесятилетия со дня открытия арены Ноу Камп было решено модернизировать. Главные усовершенствования будут касаться увеличения вместимости стадиона до 106 тысяч человек, а также установлением раздвижной крыши, защищающей трибуны от осадков. Помимо прочего многое будет сделано и для простых болельщиков, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Легче на новом стадионе будет работать и представителям прессы: их пространство также будет увеличено практически вдвое. Около года английская фирма «Фостерс» работала над проектом, реализация которого без внеплановых расходов потребует примерно 250 миллионов евро. Закончить реконструкцию руководство клуба в связи с финансовым кризисом планирует в конце 2011 – начале 2012 года.

Подробнее...

среда, 7 октября 2009 г.

Голландское чудо (часть 1)

Философия футбола«Отцом» «тотального футбола» почти все без исключения считают великого голландца Ринуса Михелса, хотя на самом деле изобрел его другой человек – англичанин Джек Рейнольдс. Именно он трижды садился в кресло главного тренера амстердамского «Аякса» - команды, ставшей колыбелью, или, если угодно, полигоном футбола нового времени. Михелс же довел до совершенства такие казалось бы простые сегодня явления, как прессинг по всему полю или оборона посредством контроля мяча, вся соль которого – в постоянной смене мест атакующими игроками, перемещения, способные запутать и растерзать оборону любого соперника, подобно кошке, которая ходит вокруг змеи, пока не закружит ей голову.

Именно 1974 год считают годом, когда «тотальный футбол» явился миру во всем своем действенном великолепии, хотя и до того «Аякс» доказывал состоятельность новой модели игры, несколько лет подряд становясь лучшим клубом континента. Однако главную проверку на прочность футбол Михелса должен был пройти на Мундиале-74, где сборная Голландии, до того явно не хватавшая звезд с неба, вдруг показала невиданный результат, уверенно и легко дойдя до финала. Единственный соперник, с которым «оранжевые» на турнире не справились, стала сборная Германии. Зато гол, что соорудили в ворота бразильцев Кройфф и Нескенс, стал на годы визитной карточкой того самого «тотального футбола».

Еще в 66-м казалось, что футболу в его нынешнем виде приходит конец. Кубки чемпионов брали команды, предпочитавшие ждать ошибок соперника и не видящие ничего зазорного в том, чтобы сидеть в обороне большую часть матча (наиболее яркий пример того времени - «Интер» с его «катеначчо»). Игроки атакующего плана, особенно звездные, больше думали как бы сохранить в целости свои мениски и коленные чашечки, ибо защитники, чувствуя свою первостепенную роль в том футболе, особо в выборе средств не церемонились. Победа на чемпионате мира 1966 года досталась сборной Англии, не имевшей сверх ярких звезд атаки, зато добротно укомплектованной хорошими игроками оборонительного плана. Даже бразильский триумф четыре года спустя оптимизма не добавил – ибо большинство сборных продолжали играть от обороны как от печки, впереди рассчитывая на редкие удачные действия своих нескладных звезд, которые далеко не всегда могли достойно противостоять превосходящим их числом и умением защитным силам оппонентов.

Расставим все точки над и – на Голландию перед началом чемпионата мира-74 смотрели со сдержанным оптимизмом – подавляющее большинство футболистов той сборной играли за «Аякс» и «Фейенорд», и многие из них уже вкусили, да не по одному разу, триумфы на континентальном клубном уровне. По ходу турнира «оранжевые» одержали ряд по-настоящему запоминающихся побед, среди которых успехи в играх с Уругваем (2:0) и Болгарией (4:1) на предварительном этапе, Аргентиной (4:0) и Бразилией (2:0) в полуфинальной группе. До финала голландцы лишь в одном поединке не смогли дожать соперника, но даже в большей степени, нежели результаты, поражала воображение их игра – она чем-то напоминала феноменальный футбол сборной Австрии начала 30-х, той самой «вундертим», что в свое время была абсолютно лучшей на планете. Правда, как и австрийцам, сборной Голландии не суждено было тогда стать чемпионами мира. В финале немцы не обратили ни малейшего внимания на пропущенный уже на первых минутах гол и еще до перерыва смогли перевернуть ход встречи (2:1).

Итак, голландцы по ходу всего турнира играли отлично от своих соперников, не делая акцент на сильную атаку или непроходимую оборону. Игроки команды Михелса атаковали и защищались практически всем составом, универсализация футболистов достигла максимума, угрозы можно было ожидать от любого. Именно на Мундиале-74 «оранжевые» впервые пробуют прессинг на чужой половине поля и тотальный контроль над мячом. До финала в шести матчах голландцы пропустили лишь однажды и совсем не из-за наличия монстров-защитников в тогдашнем понимании – а благодаря отлаженным общекомандным действиям, воплощения в жизнь постулата «пока мяч у нас, нам не забьют».

Отдельно нужно сказать о роли Йохана Кройффа в той сборной. Михелс говорил о том, что для тотального футбола ему необходим был тотальный игрок – такой, как Кройфф. Просто один из самых одаренных игроков того времени, Кройфф идеально вписывался именно в модель игры, которую исповедовал «Аякс» и сборная Голландии. Он едва ли не лучше всех был способен обороняться и атаковать, разгонять атаки и организовывать прессинг, как сразу после потери мяча, так и на своей половине поля. Фактически он читал игру как открытую книгу. Перечислять все командные и индивидуальные регалии, выигранные Кройффом в качестве игрока – занятие достаточно скучное. А то, что журналисты и специалисты говорили, будто для него главное в футболе – не ноги, а голова – подтвердилось сразу же, как Кройфф завершил карьеру игрока и занялся тренерской деятельностью.

Подробнее...